Разработка деклараций безопасности гидротехнических сооружений (ГТС)

Требования по декларированию безопасности гидротехнических сооружений собственниками сооружений и эксплуатирующими организациями вытекает из требований федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» № 117-ФЗ (1997)

БЕЗОПАСНОСТЬ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ РЕГУЛИРУЕТСЯ:
  1. Федеральными законами Российской Федерации;
  2. Постановлениями Правительства Российской Федерации;
  3. Приказами органов исполнительной власти Российской Федерации, прошедших регистрацию в Минюсте России;
  4. Законодательными и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
  5. Стандартами предприятий и организаций.

В обязанности собственника гидротехнического сооружения, а также эксплуатирующей организации входит регулярная процедура разработки и утверждения декларации безопасности гидротехнического сооружения на всех этапах жизненного цикла гидротехнического сооружения.

ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ДЕКЛАРИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ

Планирование бюджета на проведение работ по разработке декларации безопасности ГТС объекта электроэнергетики.
Проведение открытого конкурса на выбор организации по сопровождению работ при разработке декларации безопасности ГТС.
Проведение преддекларационного обследования ГТС.
Разработка (уточнение) критериев безопасности ГТС.
Проведение расчета вероятного вреда и согласование его с органами власти субъектов РФ.
Построение 3D анимационных модели последствий возможных аварий, принятых в расчетах вероятного вреда.
Уточнение состава ПЛАС, паспорта потенциально опасного объекта.
Получение заключения МЧС России о готовности объекта к локализации и ликвидации последствий аварии ГТС.
Разработка декларации безопасности ГТС.

Формирование сведений в Российский регистр гидротехнических сооружений и получение справки территориального управления Ростехнадзора о полноте и непротиворечивости этих сведений.

Формирование пакета чертежей ГТС, района расположения ГТС и водохранилища.
Прохождение экспертизы декларации безопасности ГТС в экспертном центре.
Исправление замечаний экспертов.
Направление пакета документов декларации безопасности ГТС в Ростехнадзор для утверждения.
Оплата госпошлины за получение свидетельства о разрешении эксплуатации ГТС.
Получение пакета документов утвержденной декларации и разрешения на право эксплуатации.

Разработка плана мероприятий по заключению Ростехнадзора, государственной экспертизы декларации безопасности ГТС, декларации безопасности ГТС, акта преддекларационного обследования и согласование плана в территориальном органе Ростехнадзора.

Формирование источника финансового обеспечения.

ТОРГИ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРА

Заключение договора на сопровождение работ по декларированию безопасности ГТС проводится на основании результатов торгов.
Сроки проведения торгов, подведение результатов торгов, выбор подрядной организации и заключение договора — 1 месяц.

При проведении торгов необходимо учитывать положения в части проведения закупок субъектом естественной монополии:
— федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ;
— федерального закона «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ.

В соответствии с частью 2 статьи 1 Закона «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ о размещении заказов данный закон не применяется в случаях, если заказ предусматривает поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг на сумму, не превышающую установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке (60 тыс. рублей).

ОБСЛЕДОВАНИЕ ГТС

Организация преддекларационного обследования ГТС является обязанностью владельца ГТС и проводится специальной комиссией, созданной приказом собственника ГТС.

В состав комиссии в обязательном порядке должны входить представители Ростехнадзора и МЧС России.

В составе комиссии должны быть представители:

— Проектной организации, ведущей обследуемые ГТС;
— Экспертной организации, которая будет проводить экспертизу декларации безопасности.

Форма акта преддекларационного обследования типовая, утверждена Приказом МПР России.

Акт преддекларационного обследования должен быть утвержден владельцем ГТС, дата утверждения не ранее 12 месяцев от даты передачи декларации на экспертизу (желательно не ранее 8 месяцев).

РАЗРАБОТКА КРИТЕРИЕВ БЕЗОПАСНОСТИ

В настоящий момент отсутствует нормативный правовой документ, устанавливающий требования к критериям безопасности ГТС.
Ранее принятые документы не имеют юридической силы.

Критерии безопасности гидротехнического сооружения представляют собой предельные значения количественных и качественных показателей состояния гидротехнического сооружения и условий его эксплуатации, соответствующие допустимому уровню риска аварии гидротехнического сооружения.

Для гидротехнических сооружений устанавливаются два уровня критериев безопасности:
Критерии безопасности 1-го уровня (К1) соответствуют условиям нормальной эксплуатации ГТС;
Критерии безопасности 2-го уровня (К2) превышении (уменьшении) которых эксплуатация ГТС в проектном режиме недопустима, т.к. состояние сооружения может перейти в предаварийное.

РАСЧЕТ ВЕРОЯТНОГО ВРЕДА

Расчет вероятного вреда выполняется владельцем ГТС на основании требований Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности (ПП № 876) и нормативных правовых документов, определяющих порядок проведения такого расчета (Приказ МЧС РФ, Минэнерго РФ, МПР РФ, Минтранса РФ и Госгортехнадзора РФ от 18 мая 2002 г. N 243/150/270/68/89).

Выполненный расчет подлежит согласованию с органами местной власти на территории которых может быть причинен вред.
Сопровождение расчета вероятного вреда в результате аварий гидротехнических сооружений при согласовании с региональными органами власти должно входить в обязанности подрядной организации.

Владелец ГТС освобождается от возмещения вреда, причиненного использованием ГТС, в случае причинение вреда в результате действия непреодолимой силы, в том числе и в результате вызванной этой силой аварии, к таким авариям необходимо отнести все случаи воздействия на ГТС внешних факторов воздействий и интенсивность которых превышает проектные и которые не могут быть устранены действиями эксплуатирующего персонала.

ПРОЦЕДУРА ФОРМИРОВАНИЯ ИСТОЧНИКА ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Процедура состоит из следующих шагов:

  • владелец ГТС выполняет расчет вероятного вреда (следуя рекомендованным методикам, которые не являются обязательными для владельца ГТС);
  • расчет вреда оформляется согласно утвержденному нормативу, который содержит требования, вытекающие из 117-ФЗ (1997) и страхового законодательства 225-ФЗ (2010);
  • владелец ГТС согласовывает расчет вреда с органами местной власти в порядке ими установленном (ПП 876, 2001);
  • расчет вреда входит в состав документов, передаваемых в Ростехнадзор вместе с декларацией безопасности ГТС (ПП 1303) или в её составе (Приказ МПР 221, 2009);

Ростехнадзор определяет величину финансового обеспечения и письменно сообщает ее владельцу ГТС (ПП 876, 2001);
Владелец ГТС формирует источник финансового обеспечения за счет своих средств, а также за счет страховой суммы по договору страхования гражданской ответственности (ст.17 ФЗ-117, 1997, 225-ФЗ 2010).

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИИ О СТРАХОВАНИИ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Страхование гражданской ответственности осуществляется в форме добровольного страхования (ГК РФ) и обязательного страхования (225-ФЗ 2010).

Обязательное страхование осуществляется на основании публичного договора страхования и правил страхования, утвержденных Правительством РФ, определяющих общие условия и порядок его осуществления
Добровольное страхование осуществляется на основании договора страхования и правил страхования, определяющих общие условия и порядок его осуществления.

Правила добровольного страхования принимаются и утверждаются страховщиком или объединением страховщиков самостоятельно в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Законом о страховом деле и содержат положения о субъектах страхования, об объектах страхования, о страховых случаях, о страховых рисках, о порядке определения страховой суммы, страхового тарифа, страховой премии (страховых взносов), о порядке заключения, исполнения и прекращения договоров страхования, о правах и об обязанностях сторон, об определении размера убытков или ущерба, о порядке определения страховой выплаты, о случаях отказа в страховой выплате и иные положения.

УТОЧНЕНИЕ ПЛАС, ПЛАРН, ПАСПОРТА БЕЗОПАСНОСТИ

План ликвидации аварийных ситуаций (план ликвидации аварий), план ликвидации аварийных разливов нефти и паспорт безопасности потенциально опасного объекта уточняются на стадии подготовки декларации безопасности ГТС для целей получения заключения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий или его территориального органа о готовности организации, эксплуатирующей ГТС, к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и защите населения и территорий в случае аварии гидротехнического сооружения.

Уточняются принятые в декларации безопасности сценарии аварий и их последствия, включая данные о размере возможного вреда.
Паспорт безопасности опасного объекта (ГТС) является обязательным приложением к декларации безопасности ГТС.

ПОЛУЧЕНИЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ МЧС О ГОТОВНОСТИ ОБЪЕКТА С ГТС

Заключение МЧС России о готовности объекта с ГТС к локализации и ликвидации последствий возможной аварии на ГТС является обязательным приложением к декларации безопасности.

Заключение выдается на основании Приказа МЧС РФ от 28.02.2003 № 105 на основании оценки готовности к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Оценка готовности объектов осуществляется комиссиями МЧС России, региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с учетом класса опасности объекта.

Проведение оценки готовности объекта предусматривается с периодичностью не реже одного раза в пять лет в виде самостоятельного мероприятия или с включением в планы регулярных и внеочередных проверок организаций по вопросам предупреждения чрезвычайных ситуаций.

Дополнительными требованиями к декларации безопасности ГТС объектов энергетики (Приказ МПР России от 15 декабря 2009 года № 412) определены характеристики чрезвычайных ситуаций на ГТС :

  • указание времени, места и обстоятельств, которые привели к развитию аварии и возникновению чрезвычайной ситуации, выявленных нарушений требований норм и правил в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также количество людей, попавших в зону чрезвычайной ситуации, травмированных и нуждающихся в госпитализации, погибших и пропавших без вести, размер причиненного ущерба, включающего прямые потери, социально-экономические потери и вред, причиненный окружающей среде;
  • схемы (3D модели в формате AUTODESK 3DS MAX) с указанием источника, поражающих факторов и зон чрезвычайной ситуации;
  • оценку действий руководителей и персонала ГТС по локализации аварии и предотвращению возникновения чрезвычайной ситуации, а также организации взаимодействия с привлекаемыми аварийно-спасательными формированиями (службами).
ПОДГОТОВКА ДЕКЛАРАЦИИ И СВЕДЕНИЙ В РЕГИСТР ГТС

Состав декларации безопасности ГТС объекта энергетики установлен Приказом МПР России от 22.07.2009 N 221 «Об утверждении формы декларации безопасности гидротехнических сооружений» и Приказом МПР России от 15 декабря 2009 г. N 412 «Об утверждении дополнительных требований к содержанию деклараций безопасности гидротехнических сооружений и методики их составления, учитывающих особенности декларирования безопасности гидротехнических сооружений различных видов в зависимости от их назначения, класса, конструкции, условий эксплуатации и специальных требований к безопасности».

Сведения в Российский регистр гидротехнических сооружений направляются владельцем ГТС в территориальные органы Ростехнадзора для проверки на полноту и непротиворечивость. Состав направляемых сведений и форма их представления определены Приказом МПР России РФ N 117, Минтранса РФ N 66 от 27.04.2009.

ЭКСПЕРТИЗА ДЕКЛАРАЦИИ БЕЗОПАСНОСТИ ГТС

Экспертиза декларации безопасности ГТС проводится экспертными комиссиями при экспертных центрах. Регламент деятельности экспертных комиссий определен Приказом Минприроды РФ от 24.07.2009 N 231.

В составе экспертной комиссии должно быть не менее 7 экспертов. Экспертное заключение должно быть подписано всеми членами комиссии на основании протоколов заседания экспертной комиссии.

Требования к экспертному заключению на декларацию безопасности ГТС установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 6 ноября 1998 года N 1303 «Об утверждении Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений».

При утверждении декларации и экспертного заключения органом Ростехнадзора выдается разрешение на эксплуатации ГТС на срок утверждения декларации безопасности согласно правилам приказа Ростехнадзора от 16.02.2005 № 101 «Об оформлении Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору разрешений на эксплуатацию гидротехнических сооружений».

У ВАС ВОЗНИКЛИ ВОПРОСЫ ИЛИ НУЖНА КОНСУЛЬТАЦИЯ?

Наши услуги

Промышленным предприятиям
Опасные производственные объекты и ГТС
Страховым компаниям и брокерам
состав группы компаний рискТЭКонсалт

Контактные данные

У ВАС ВОЗНИКЛИ ВОПРОСЫ ИЛИ НУЖНА КОНСУЛЬТАЦИЯ?