Управление рисками предприятия, эксплуатирующего гидротехнические сооружения (ГТС)

В штате ООО «РТК» работают сотрудники, которые имеют многолетний опыт (более 20 лет) по идентификации и оценке рисков различных промышленных предприятий.

Наши сотрудники участвовали в разработке и имплементации основных нормативных и правовых документов в области безопасности гидротехнических сооружений в Российской Федерации и основ модельных нормативных актов для стран СНГ (декларирование безопасности гидротехнических сооружений, разработка критериев безопасности, методик расчета вероятного вреда, правил эксплуатации). Состояние и особенности эксплуатации большинства ГТС объектов энергетики, промышленности, мелиорации и водного транспорта России, Казахстана. Грузии, Таджикистана, других стран СНГ и Европы известны нашим сотрудникам благодаря их личному участию в работах по обеспечению безопасности и оценки рисков.

С 2009 года ООО «РТК» имеет опыт работы в области оценки рисков и безопасности различных гидротехнических сооружений:

  • Оценка рисков строительства ГТС терминала регазификации сниженного газа
  • Разработка материалов в декларацию безопасности ГТС Павловской ГЭС
  • Разработка материалов в декларацию безопасности ГТС Кызылской ТЭЦ
  • Разработка материалов для снятия с декларирования ГТС объектов ЛПДС в Новосибирской области
  • Проведение комплексного (преддекларационного) обследования ГТС Артемовской ТЭЦ
  • Анализ сценариев возможных аварий в декларациях безопасности ГТС для целей обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасных объектов — ПАО «РусГидро»
  • Сюрвей и оценка рисков Светлинской ГЭС (Вилюйская ГЭС-3) и всего каскада Вилюйских ГЭС
  • Сюрвей и оценка рисков различных ГТС карьеров, рудников и шахт добычи алмазов, угля, железных, хромовых и марганцевых руд, бокситов, в том числе и в результате аварии на ГТС

В зависимости от типа и назначения ГТС объем оказываемых услуг может варьироваться. Во всех указанных ниже видах работ под риском возможного повреждения (аварии) ГТС подразумевается некоторое событие, результатом реализации которого становятся убытки владельца ГТС. При этом под убытками владельца ГТС в результате аварии ГТС подразумеваются:

  1. Ущерб, причиненный производственным активам владельца ГТС из-за их разрушения или повреждения;
  2. Ущерб, связанный с прекращением или сокращением объема производственной программы;
  3. Ущерб, связанный с возмещением вреда третьим лицам, включая возмещение вреда, причиненного природной среде;
  4. Ущерб, связанный с падением капитализации компании владельца ГТС из-за падения репутации;
  5. Иной ущерб, причиненный владельцу ГТС, прямо или косвенно связанный с аварией ГТС.

Величина ущерба оценивается в денежном выражении, где это возможно. Особое место занимает оценка рисков воздействия на ГТС природных и климатических факторов, таких как риск пропуска весенних и дождевых паводков различной повторяемости, риск потери устойчивости сооружения и его основания из-за фильтрации, включая риск растепления тела плотины и основания на вечной мерзлоте.

В общих чертах объем работы может включать в себя:

ВЫЯВЛЕНИЕ И ОЦЕНКУ РИСКОВ ПОТЕРИ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ:
  • в рамках данной работы проводится анализ доступной информации на предмет оценки состояния и безопасности ГТС и их комплексов, прогноз их изменения во времени;
  • выявление отклонений от проектных решений, повреждений, дефектов и изменений физико-механических свойств материалов, которые могут послужить причиной аварии сооружений;
  • выявление опасных изменений в процессах, происходящих в системе сооружение — основание;
  • анализ и оценка достаточности принятых (или принимаемых) мер по предупреждению аварийных ситуаций;
  • оценка соблюдения эксплуатирующей организацией требований нормативных документов по эксплуатации ГТС;

На основании изученной и проанализированной информации разрабатываются рекомендации по повышению безопасности ГТС с учетом особенности использования ГТС и роли ГТС в технологической цепочке предприятия.

При этом соблюдение нормативных требований к ГТС считается минимально необходимым базовым средством обеспечения безопасности ГТС.

АНАЛИЗА РИСКОВ ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА ИМУЩЕСТВУ (ПОВРЕЖДЕНИЕ/ УНИЧТОЖЕНИЕ ИМУЩЕСТВА/ ОГРАНИЧЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ):

С учетом результатов, полученных в ходе выполнения работы по выявлению и оценке рисков ГТС выполняется:

  • анализ рисков причинения вреда имуществу в результате потери работоспособности ГТС, оценка величины вероятности наступления риска и размера убытков в результате гибели или повреждения ГТС;
  • анализ рисков остановки/снижения объема производства на этапах передела продукции в результате потери работоспособности ГТС, оценка величины вероятности наступления риска и размера убытков в результате ограничения технологического процесса;
  • построение карты анализируемых рисков в координатах «вероятность возникновения риска», «размер негативных последствий»
ОЦЕНКА РИСКОВ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЙ ПРИ ПРОПУСКЕ ПАВОДКОВ ИЛИ АВАРИЙНЫХ СБРОСОВ ПРИ АВАРИИ НА ГТС, ПОЗВОЛЯЮЩАЯ ОЦЕНИВАТЬ И ПРОГНОЗИРОВАТЬ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УЩЕРБ (РИСК):

На основании оценки рисков состояния ГТС оцениваются возможные последствия связанные с затопление территории, причем риск оценивается с учетом его влияния на имущество владельца ГТС, причинение вреда 3-м лицам, так и окружающей природной среде (экологические риски).

Оценка риска выполняется на основании рассчитанных зон возможного затопления и с учетом стоимости и характеристик объектов, в том числе и природных, которые могут попасть в зону затопления.

В расчетах также учитываются расходы, связанные с остановкой (уменьшением производительности) предприятий владельца ГТС попавших в зону затопления.

В рамках этой работы создается цифровая карта речной сети территории в зоне расположения ГТС, выполняются определение гидрологических характеристик водных объектов и расчет водного режима для случаев штатной эксплуатации и аварийной ситуации. На основании всей обработанной информации строятся зоны возможного затопления и оцениваются последствия аварии на ГТС.

ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЭФФЕКТА ОТ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ ГТС

На основании изученного состояния ГТС разрабатываются возможные сценарии развития аварий в форме дерева причина-следственных связей. Для каждого сценария возможной аварии разрабатывается перечень перечня мер превентивного характера.

Анализ причинно-следственных связей позволяет предложить ряд мер по предотвращению возможной аварии или уменьшению негативных последствий такой аварии. При этом под мерами превентивного характера подразумеваются не только технические и технологические мероприятия, но и организационно-управленческие, а также финансовые. Зная перечень превентивных мер можно выполнить оценку финансовых и временных затрат на их реализацию.

Финансовые и временные показатели превентивных мероприятий и значения рассчитанного риска приводятся к одному временному интервалу (год, период реализации и т.п.).

В дальнейшем при сравнении стоимости превентивных мероприятий и стоимости риска определяется набор экономически выгодных мероприятий с учетом оценки чувствительности ГТС к превентивному мероприятию. В итоге отбираются только те превентивные мероприятия, которые эффективны, при этом оценка риска учитывает остаточный риск, который остается, после реализации превентивного мероприятия.

В итоге формируется список рисков и превентивных мероприятий с их бюджетом для оцени экономической целесообразности.

Вся изученная информация по любой из работ обобщается в едином отчете с описанием рисков, их оценкой и рекомендациями по управлению рисками. Все риски описываются, указываются их характеристики и максимально возможные величины. Указанные выше виды работ могут выполняться как вместе, так и по отдельности.

У ВАС ВОЗНИКЛИ ВОПРОСЫ ИЛИ НУЖНА КОНСУЛЬТАЦИЯ?

Наши услуги

Промышленным предприятиям
Опасные производственные объекты и ГТС
Страховым компаниям и брокерам
состав группы компаний рискТЭКонсалт

Контактные данные

У ВАС ВОЗНИКЛИ ВОПРОСЫ ИЛИ НУЖНА КОНСУЛЬТАЦИЯ?